Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Снято с продажи
Код 16844
Авторы Михайлова-Свирская Л.В.
Издательство Просвещение, 2015
ISBN 978-5-09-032969-9
Страниц 128
Штрихкод 9785090329699
Размеры (Ш x В x Т) 160 x 235 x 6 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 180 г
В книге идёт речь о таком важном аспекте дошкольного образования, как индивидуализация. Автор подробно рассматривает факторы, обуславливающие индивидуальное развитие ребёнка, вопросы организации индивидуальной работы с детьми, а также педагогические стратегии, позволяющие обеспечить индивидуализацию дошкольного образования, что имеет принципиальное значение для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Большое внимание уделено вопросу оценки индивидуальности детей и проблеме преемственности дошкольной и начальной ступеней образования в свете индивидуализации дошкольного образования.
Книга адресована педагогам детских дошкольных образовательных организаций.

Подробное описание

Предпринятые в 1990-е гг. попытки реформировать систему воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, внедрить в массовую практику идеи открытости, вариативности, индивидуализации образователь­ных траекторий во многом остались нереализованными: слишком сильной оказалась инерция прошлого.

Вместе с тем проблемы, связанные с образованием детей дошкольного возраста, всё больше волнуют не только специалистов, но и политиков и даже экономистов разных стран. Множество исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода жизни человека, важности качества раннего образования для развития личности, формирования инициативности, познавательной активности, компетентности — основы успешности, готов­ности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех на выходе во многом зависит от правильного старта. Чтобы эффективно справиться с такими задачами, системе дошкольного образования нужны преобразования, в том числе в части признания равноценной значимости различных источников образования — семьи, информационно-образователь­ной среды, системы дополнительного образования и, главное, познаватель­ной, творчески-преобразующей активности самого ребёнка, формирующейся на этой основе компетентности.

Определить характер преобразований, структурировать и «окультурить» преобразующие действия управленцев и педагогов призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). Фундаментальным идеологическим принципом ФГОС является признание разнообразия детства, что и определяет направление реформ — изменения в философии, целях, дидактических и методических подходах, принципах педагогического действия и оценке результатов. «Кос­метических» действий для этого совершенно недостаточно.

Стандарт дошкольного образования — это изменение всей системы об­разования (А. Г. Асмолов), направленной на поддержку позитивной социа­лизации и индивидуализации.

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандар­те, является построение образовательной деятельности на основе индивиду­альных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования). На­зовём это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуа­лизации дошкольного образования.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная об­разовательная программа дошкольного образования (т. е. образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализа­ции, развития личности детей дошкольного возраста.

Следовательно, для реализации ФГОС дошкольного образования необ­ходимо не только определить содержание дошкольного образования, соот­ветствующее пяти образовательным областям, но и раскрыть для педагогов возможности реализации в педагогической практике такой принципиально важной составляющей дошкольного Стандарта, как индивидуализация до­школьного образования.

Содержание

Введение    5

Обозначаем смысл индивидуализации дошкольного образования    7

Определяем основные термины и понятия    14

Знакомимся с теоретическими основами индивидуализации образования    25

Условия формирования     индивидуальности личности ребёнка    26

Возрастные особенности дошкольников в свете индивидуализации их развития    29

Влияние индивидуальных особенностей детей на их образование и развитие    37

Организационно-педагогические предпосылки индивидуализации дошкольного образования    40

Рассматриваем факторы, обусловливающие индивидуализацию образования дошкольников    42

Природно-географические факторы    43

Информационно-образовательная среда    46

Семейное пространство    51

Изменение ценностно-целевых установок современного дошкольного образования    56

Устанавливаем связи между образовательными институтами детей дошкольного возраста    63

Неформальное образование, или самообразование    63

Внеинституциональное, или дополнительное, образование        65

Официальное дошкольное образование    67

Раскрываем цели и задачи воспитания, обучения и развития дошкольников в свете индивидуализации образования    70

Общие положения    70

Цели обучения    71

Цели воспитания    75

Отличие целей индивидуализации образования от цели всестороннего и гармоничного воспитания и обучения    76

Отличие целей индивидуализации образования от целей

индивидуального подхода    78

Цели и задачи организации работы с детьми    80

Знакомимся с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образования    82

Детский сад: индивидуализация на уровне группы, подгруппы, отдельной личности    82

Самостоятельность и совместность    90

Самостоятельная деятельность детей    95

Условия индивидуализации учения и обучения    97

Использование потенциала семьи для достижения целей качественного дошкольного образования    100

Привлечение ресурсов социального окружения    103

Оцениваем индивидуальные достижения детей    105

Компетентности, подлежащие оценке    105

Методика проведения мониторинга    111

Возможности использования результатов мониторинга достижений    125

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос